Выставка деревянной скульптуры Александра Петровича Карпенко

Выставка деревянной скульптуры Александра Петровича Карпенко в Выставочном зале Управления культуры Администрации г. Челябинска посвящена универсальной для искусства ваяния теме. Это тема отношений героя, персонажей скульптурных композиций со средой – с художественным пространством их гармоничного или дисгармоничного существования. И так случилось, что небольшая камерная выставка скульптуры соседствует с более масштабной (по размеру) экспозицией графики (расположенной в основном пространстве зала), в названии которой мотив среды обитания заявлен как художественная тема, образ выставки. Будучи самодостаточным видом изобразительного искусства и самым активным из них в пластическом проявлении, круглая скульптура тут занимает скромную (по размеру) локацию. Однако произведения Карпенко, удачно экспонированные автором, прекрасно «чувствуют» себя как бы в двух выставках. Персонажи композиций – люди, животные, растения и предметы, преображённые фантазией художника. Размещённые в реальном пространстве, они активно взаимодействуют с субъективным пространством нашего зрительского восприятия.
«Мы…» – так названа выставка. Образно-смысловая концепция «нас» здесь противопоставлена концепции «среды». Такое противопоставление есть (в некотором роде) символическая инсталляция противоположных идей – архетипа предмета, статичного объёма («вещи в себе», сущности-существа-человека, людей) и архетипа пространства (в широком смысле – среды, в более «приземлённом» понимании – среды обитания, природы, окружающего мира). Сюжетные линии и тематические вариации конкретных художественных произведений на выставке постепенно раздвигают границы понимания «нас», намекая на бесконечность мира – среды нашего существования.
Непритязательная на первый взгляд жанровая сцена в композиции «Это уже было» (2020 г.) несёт нечто большее, нежели бытоописание семейной трапезы, тяготеет к обобщению смыслов. Жест мужчины с птицей устремлён к небу, поза женщины, ласкающей задремавшую на коленях кошку, выдаёт иную направленность мыслей… «Двое в лодке» (2020 г.) – аллегория жизни двух любящих друг друга людей… Одухотворённые образы «Вершителя» (2020 г.), «Портала» (2015 г.) символичны… Ирония художника находит выход в композициях «Надуватель мыльных пузырей» (2020 г.), «Дулитка-демормация» (2020 г.), «Твои губы – да Богу в уши» (2010 г.), «Я – дерево» (2020 г.), «Мастер-класс» (2020 г.). Две последние – авторская ирония над собой, самоирония как известный «Автопортрет» 2015 года… Взаимодействие людей с миром, полагает художник, всегда активное и непосредственное. Подобный подход объясним, если принять во внимание характер его деятельности. Он – ваятель, работающий с материалом, требующим активных физических усилий. «Моё последнее дерево» (2016 г.) – рассказ о себе. Полный рефлексии, но адресованный нам, зрителям. Мы — люди вторгаемся в живую природу, создавая новую реальность, ищем себя, формируя свою внутреннюю сущность, раскрываясь миру посредством выражения мимолётных эмоций или глубоких чувств, тонких душевных движений или грубых аффектов. Каждый из нас апеллирует к обществу, вступая в отношения с другими людьми. Нас много и все мы разные. «Мы…» – вечная тема для воплощения в изобразительном искусстве.

2020 год, август.

Людмила Евтушенко, заместитель
директора МАУ «ЧЦИ», куратор выставки

https://vk.com/video-191918247_456239028?list=864d9e490a096017ef